СТ 11 УК РФ.
1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит
уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного
пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской
Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации,
находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской
Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу
уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или
военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных
государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими
лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
1. УК предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.
2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве - принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.
3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).
4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК.
Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.
5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России. К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.
6. В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, - это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.
Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.
1. В комментируемой статье 11 УК изложен основной принцип действия уголовного закона в пространстве — принцип территориальности. Согласно этому принципу, любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по уголовному законодательству РФ.
Территория РФ очерчивается ее Государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 03.07.2016).
В состав территории Российской Федерации входят:
— суша в пределах Государственной границы РФ;
— водная территория, которая включает как внутренние воды (воды заливов, бухт морей и т.д., принадлежащие России), так и территориальные воды, т.е. примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (Федеральный закон от 31.07.1998
№ 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в (ред. от 18.07.2017);
— недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
— воздушная территория, находящаяся над сухопутной и водной территорией РФ.
2. Уголовная юрисдикция РФ распространяется также на лиц, совершивших преступление на объектах, находящихся за пределами территории РФ, но на которые распространяется юрисдикция России. К таким объектам относятся:
— континентальный шельф РФ, т.е. морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины (Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» в ред. от 02.05.2015);
— исключительная экономическая зона РФ, т.е. морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законодательством РФ, международными договорами России и нормами международного права (Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в ред. от 05.04.2016);
— военно-морские и военно-воздушные суда РФ, они обладают экстерриториальностью, т.е. независимо от их местонахождения преступления, совершенные на них, подпадают под юрисдикцию России;
— гражданские морские и воздушные суда РФ, если они находятся в международном воздушном пространстве или международном водном пространстве;
— территории военных частей России, дислоцирующихся за пределами РФ;
— и др.
3. Исключение из принципа территориальности образует принцип дипломатического иммунитета. Он означает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.
Дипломатический иммунитет не устраняет противоправности и наказуемости деяния, совершенного дипломатом, а лишь предусматривает особый порядок реализации уголовной ответственности.
1. Под "лицом, совершившим преступление" уголовный закон понимает граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.
2. Действие уголовного закона в пространстве определяется четырьмя принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным. Каждый из названных принципов непосредственно закреплен в ст. ст. 11 и 12 УК. Причем реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, от которого необоснованно отказался в свое время УК РСФСР 1960 г., восстановлен в полном объеме в новом Уголовном кодексе РФ.
3. Территориальный принцип действия Уголовного кодекса РФ в пространстве выражен в ч. 1 ст. 11 УК, которая устанавливает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. В соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации 1992 г. и п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что никакой иной уголовный закон, кроме российского, на ее территории не действует и применению не подлежит, хотя в случаях, строго предусмотренных ст. 12 УК РФ, применение к гражданину закона иностранного государства должно учитываться, что будет предметом последующего комментария.
4. В связи с действием уголовного закона в пространстве в соответствии с территориальным принципом важное значение приобретает понятие "государственная территория Российской Федерации". К ней относятся: суша, вода, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) Государственной границей Российской Федерации является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Прохождение Государственной границы РФ устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа и ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - на равноотстоящей, срединной, прямой или иной линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.
К территории России относится, как отмечалось, территориальное море Российской Федерации, которое составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с общепризнанными нормами международного права, законодательством Российской Федерации и международным договором Российской Федерации с другими государствами. По общему правилу, 12-мильная ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты, утверждаемые Правительством РФ.
Надо иметь в виду, что к территории Российской Федерации относятся не только реки, пруды, озера, водохранилища, иные водоемы, расположенные непосредственно на ее суше, но и другие объекты внутренних вод, а именно: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
5. Впервые в истории российского уголовного законодательства ст. 11 УК непосредственно в норме права устанавливает положение о том, что действие Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 25 октября 1995 г. (ред. от 21.11.2011) (Российская газета. 1995. 7 декабря), континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница территориального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации (см. комментарий к ст. 253 УК).
6. Уголовная юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступления на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных ч. 3 ст. 11 УК. В частности, уголовный закон устанавливает, что лицо, совершившее преступление на гражданском, пассажирском или грузовом судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В отношении преступлений, совершенных на указанных транспортных средствах, но находящихся в пределах территориальных вод иностранного государства, действуют несколько другие правила ответственности за их совершение, регламентированные ст. 12 УК.
По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне, но, в отличие от рассмотренного случая, независимо от места их нахождения. Таким образом, военные корабли и военные воздушные суда Российской Федерации в соответствии с общепринятыми международными нормами и принципами и прямым указанием ч. 3 ст. 11 УК признаются территорией Российской Федерации, где бы они ни находились в момент совершения на их борту преступления.
7. В исключение из общих правил ответственности всех лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации, по ее уголовным законам ч. 4 ст. 11 УК устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, т.е. неприкосновенностью, основанной на международно-правовом принципе экстерриториальности, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
К таким лицам, иностранным гражданам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности, относятся в соответствии с нормами международного права: главы посольств и дипломатических миссий в ранге посла, посланника или поверенного в делах, советники и секретари всех степеней (первой, второй и третьей), военные и военно-воздушные и военно-морские атташе, их заместители и помощники, атташе по другим вопросам, например культуры, связи с прессой, секретари-архивисты, а также члены их семей, некоторые иные представители дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Дипломатическая неприкосновенность распространяется также на торговых представителей и их заместителей, глав и членов иностранных правительственных и парламентских делегаций, а также членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами России.
Сотрудники представительств международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Международного Красного Креста и др.) из числа иностранных граждан пользуются правом дипломатического иммунитета на основании соответствующих международных договоров, участницей которых является Российская Федерация в качестве как стороны, подписывающей договор, так и правопреемницы бывшего СССР.
Консульские ответственные должностные лица, например генеральные консулы, вице-консулы, пользуются правом дипломатической неприкосновенности лишь в той части, которая касается их служебной деятельности, а на дипломатических курьеров распространяется только право личной неприкосновенности при исполнении ими служебных обязанностей по транспортировке и сопровождению дипломатической почты и иного дипломатического багажа, не подлежащего таможенному досмотру.
В соответствии с двусторонним соглашением Российской Федерации на началах строгой взаимности дипломатический иммунитет в полном или ограниченном объемах может быть предоставлен и иным категориям иностранных граждан (например, специальным корреспондентам ведущих газет, информационных, телеграфных агентств, некоторым категориям технических сотрудников посольств).
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации, как устанавливает ч. 4 ст. 11 УК, разрешается в соответствии с нормами международного права. Согласно сложившейся международной практике в подобных случаях правительство страны их пребывания объявляет таких лиц нежелательными лицами (персоной нон грата) и высылает за пределы страны. Случаи, когда иностранные правительства делегировали бы Российской Федерации право привлечения к уголовной ответственности своих подданных, пользующихся иммунитетом, в практике не встречались, да и вряд ли такой вариант вообще возможен, исходя из многовекового опыта международных отношений в области осуществления государствами своей юрисдикционной деятельности.