СТ 141 УК РФ.
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.
Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном воспрепятствовании осуществлению как активного (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказ выдать открепительное удостоверение и т.д.), так и пассивного избирательного права или права на участие в референдуме (например, отказ в принятии документов для выдвижения кандидата, отмена регистрации кандидата и т.д.).
Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней и т.п.).
Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.
2. В ч. 3 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таковым вмешательством, указан в статье; и за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
1. Объектом преступления является право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, гарантированное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ.
2. Объективная сторона данного преступления выражается в разновидности следующих действий (бездействий): а) воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; б) нарушении тайны голосования; в) воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума (содержание избирательных прав и порядок организации выборов и проведение референдума определяются в ряде федеральных законов РФ); г) воспрепятствовании деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции ч.1 ст. 141 УК действий (бездействия) независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены.
3. Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК, является частное лицо, достигшее возраста 16 лет.
4. Субъективная сторона данного преступления (в том числе и при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 141 УК) характеризуется прямым умыслом.
5. Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность за это преступление, совершенное при указанных в ней отягчающих обстоятельствах. При этом подкуп как способ воспрепятствования может заключаться в передаче или обещании передать деньги или иные ценности, или обещании предоставить иные имущественные блага; обман — во введении граждан РФ в заблуждение относительно места и времени голосования, порядка заполнения избирательного бюллетеня, данных о кандидатах и т.п.; под насилием понимается любое физическое воздействие, препятствующее работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, а под угрозой понимается психическое воздействие, способное помешать осуществлению избирательного права или участию в работе указанных комиссий. Это угроза насилием над личностью потерпевшего или его близких.
Понятие использования своего служебного положения следует толковать исходя из примечаний к ст. 201 и 285 УК.
Понятие совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой дается в ч. 2 и ч. 3 ст. 35 УК.
6. Часть 3 рассматриваемой статьи УК РФ предусматривает ответственность за вмешательство с использованием при этом субъектом должностного или служебного положения.
1. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют лица, признанные невменяемыми, недееспособными и осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальные избирательные права граждан (право избирать и быть избранным), их право участвовать в референдуме и регламентируемой законом работе избирательных комиссий. Дополнительный объект - здоровье, телесная неприкосновенность и свобода самого избирателя или его близких.
3. Объективную сторону данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие), выражающиеся в: а) воспрепятствовании осуществления гражданином своих избирательных прав; б) нарушении тайны голосования; в) воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; г) воспрепятствовании работе избирательной комиссии или комиссии референдума; д) воспрепятствовании деятельности члена комиссий, связанной с исполнением своих обязанностей.
Референдум - это обращение к избирателям с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам. Законодательство о референдуме тщательно регламентирует принципы его проведения, выносимые на него вопросы, порядок подготовки и проведения.
Воспрепятствование осуществлению гражданами своего избирательного права может заключаться в различных формах: 1) создание трудностей при выдвижении кандидатов избирательными объединениями по месту работы и жительства; 2) отказ в ведении предвыборной кампании и агитации со стороны доверенных лиц; 3) ограничение по надуманным мотивам участия кандидатов в предвыборной кампании.
4. Состав по конструкции - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе деяний.
5. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином его избирательных прав либо препятствует работе избирательной комиссии, и желает совершения указанных действий.
6. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. В ч. 2 ст. 141 содержатся следующие квалифицирующие признаки: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Каждый из них имеет свое содержание. Подкуп - это предоставление любых имущественных или иных благ гражданину за неучастие в выборах или референдуме, либо члену избирательной комиссии за неучастие в ее работе, либо любому лицу за воспрепятствование работе избирательной комиссии.
Обман может быть активным (сообщение ложных сведений) или пассивным (умолчание об истине) и может касаться различных фактических обстоятельств, в частности, о личности кандидата, его партийной принадлежности, месте и времени выборов, возможности террористического акта в помещении избирательной комиссии.
О понятии насилия или угрозы его применения, использования виновным своего служебного положения, совершения деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. комментарий к ч. 2 ст. 139, ст. 136, ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.
8. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ введена ч. 3 данной статьи, в которой установлен запрет на вмешательство в работу избирательных комиссий со стороны лиц, использующих свое должностное и служебное положение, с целью оказания влияния на ее решения, а также запрет на неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы". Как представляется, диспозиция в этой части чересчур громоздкая, в определенной степени дублирует диспозицию в ч. 1 данной статьи, что затруднит применение ее на практике.