СТ 189 УК РФ.
1. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача иностранному лицу или его представителю товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ для иностранного лица или его представителя либо незаконное оказание услуг иностранному лицу или его представителю, в отношении которых заведомо для виновного установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1, 275 и 275.1 настоящего Кодекса), -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в отношении оружия массового поражения или средств его доставки либо товаров или технологий, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения или средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий: а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливается: а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.
2. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК.
3. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены, квалифицируется по ст. 283 УК.
4. При отграничении ст. 189 от ст. 226.1 УК нужно обратить внимание на то, что: а) контрабанда - это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189 УК, не входит научно-техническая информация, работы, услуги; в) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189 УК, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, предусмотренных ст. 189 УК, и, соответственно, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности ответственность должна наступать только по ст. 188 УК.
1. Сферой осуществления преступления выступает внешнеэкономическая деятельность, в том числе в области военно-технического сотрудничества.
2. Две первые формы преступления (незаконные экспорт из РФ и передача иностранной организации или ее представителю) объединяются предметом преступного посягательства. В качестве него выступают:
1) сырье;
2) материалы;
3) оборудование;
4) технологии;
5) научно-техническая информация.
Все пять видов предмета должны одновременно обладать двумя признаками:
1) они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК) или оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК);
2) в отношении них должен быть установлен экспортный контроль.
3. Объективная сторона заключается в:
1) незаконном экспорте сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации;
2) передаче иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации;
3) незаконном выполнении работ для иностранной организации или ее представителя;
4) незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 226.1 и 275 УК).
4. Преступление окончено в момент совершения любого из указанных в диспозиции статьи деяний.
5. Субъект — любое лицо, достигшее возраста 16 лет. По смыслу закона, чаще это руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.
6. Субъективная сторона — только прямой умысел. Действия виновного по ст. 189 УК не могут быть направлены против безопасности РФ, в противном случае лицо привлекается к ответственности за государственную измену по ст. 275 УК.
7. В ч. 2 и ч. 3 ст. 189 УК предусмотрены квалифицирующие признаки.
8. Следует отграничивать анализируемое преступление от контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК. Разграничение проводится, прежде всего, по перемещаемым предметам. Кроме того, в ст. 226.1 УК предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение (то есть осуществляемое ненадлежащим лицом и вне легальной внешнеэкономической деятельности) указанных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
1. Непосредственный объект - государственные интересы РФ при обеспечении выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения, вооружения и военной техники. Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Под технологиями в данном случае понимается как технологическая документация, так и оборудование, позволяющее воспроизвести определенный технологический цикл. Бланкетная диспозиция требует изучения иных нормативных актов. Речь идет о различных нормативно-правовых актах. Наиболее общие вопросы раскрываются в Федеральных законах: от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (ред. от 10.07.2012) и от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 06.12.2011).
Обязательным условием уголовной ответственности является наличие специального экспортного контроля в отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль устанавливается Президентом и Правительством РФ, исходя из международных обязательств и законодательства РФ, и представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством РФ порядка вывоза вооружения и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее - товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
2. Объективная сторона преступления находит свое выражение в деянии, которое состоит в незаконном экспорте или передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. Деяния не должны содержать признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК РФ.
На основании Указа Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (ред. от 28.07.2012) решения об экспорте или временном вывозе продукции, работ (услуг) военного назначения в государства, с которыми военно-техническое сотрудничество не установлено, приостановлено или прекращено, а также об оказании технического содействия в создании (дооборудовании) специальных объектов на территории таких государств принимаются исключительно Президентом РФ. В соответствии с настоящим Указом Правительством РФ утверждены нормативные акты, которые предусматривают законный экспорт указанных предметов и технологий: Постановление Правительства РФ от 24.09.2001 N 686 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия" (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 296 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия" (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (ред. от 28.03.2012); Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 634 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий" (ред. от 28.03.2012) и др. Следовательно, несоблюдение данных нормативных актов расценивается как незаконное действие в данной сфере.
3. Преступление считается оконченным с момента фактического перемещения технологий или научно-технической информации либо с момента оказания соответствующей услуги за рубежом.
4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
5. Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности может быть привлечено лишь должностное лицо либо представитель предприятия, учреждения, организации, уполномоченный на ведение внешнеэкономической деятельности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.
6. Квалифицированный состав предполагает совершение деяния группой лиц по предварительному сговору.
7. Особо квалифицированный состав предусматривает следующие признаки: совершение деяния организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль. В этой части также требуется тщательное изучение специальных нормативных актов.