СТ 242.3 УК РФ. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере
1. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Примечание. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
1. Объективная сторона характеризуется бездействием, т.е. нарушением установленной законодательством (см. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") обязанности передать государству обнаруженные при проведении соответствующих работ предметы, имеющие особую культурную ценность (независимо от их стоимости), или культурные ценности в крупном размере (примечание к статье).
2. Состав преступления предполагает установление у виновного соответствующей обязанности и его осведомленность о ней, а также заведомое осознание им того, что обнаруженные предметы относятся к числу указанных в статье.
1. Предметом преступления могут быть:
а) культурные ценности в крупном размере;
б) предметы, имеющие особую культурную ценность независимо от их денежной стоимости.
2. Конвенция ООН 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия» под таким наследием понимает памятники:
1) произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
2) ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
3) достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии (ст. 1).
В Конвенции ООН 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» таковые ценности по их значимости классифицируются на культурные ценности мирового значения, чье существование и сохранение представляет для человечества первостепенное значение; национальные культурные ценности и местные культурные ценности.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подразделяет объекты культурного наследия на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения (ст. 4).
3. С учетом критериев, используемых в названных и других нормативных правовых актах, вывод о том, что обнаруженный предмет имеет особую культурную ценность, делается на основании заключения экспертизы. В остальных случаях предмет, представляющий культурную ценность, подлежит денежной оценке на предмет установления крупного размера, т.е. суммы, превышающей 100 тыс. руб.
4. Объективная сторона выражается в бездействии — уклонении от обязательной по законодательству РФ передачи государству обнаруженных при проведении перечисленных в диспозиции работ предметов, имеющих особую культурную ценность или культурную ценность в крупном размере. Преступление окончено в момент утаивания соответствующего предмета от государства.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект — специальный: исполнитель перечисленных в диспозиции работ, осуществляемых на основании специального разрешения — открытого листа, выданного федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
7. Квалифицированные виды данного преступления означают его совершение должностным лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.