СТ 246 УК РФ.
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении,
строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло
существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую
гибель животных либо иные тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на
срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет,
либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Объективная сторона состава преступления включает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.
Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.
2. Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений.
3. Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
4. Массовой следует признавать гибель животных на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза.
5. Под иными тяжкими последствиями подразумевается существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.
6. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к причинению тяжкого вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести при наличии квалифицирующих признаков предполагает совокупность преступлений ст. 246 и 111 УК или соответственно ч. 2 ст. 112 УК.
7. Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. При наличии в действиях лица признаков злоупотребления полномочиями требуется дополнительная квалификация по ст. 285 или 201 УК.
1. Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.
2. Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение (оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды) по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.
3. Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.
4. Под иными тяжкими последствиями следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат, уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов, деградация земель.
5. Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
6. Субъект преступления — специальный: лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.
1. В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется множество нормативных актов. К наиболее важным из них относятся: Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 25.06.2012); Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012); Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. от 25.06.2012); Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 25.06.2012); Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 25.06.2012); Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 06.12.2011); Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. от 21.11.2011); Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изм. и доп. от 19.07.2011); Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (в ред. от 28.07.2012); Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 28.07.2012).
2. Природа (природная среда) - бесценное общечеловеческое благо. Природные богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Охрана окружающей природной среды - одна из основных функций Российского государства, приоритетная задача не только экологического, но и других отраслей российского права. В частности, ст. 2 УК РФ к основным задачам российского уголовного законодательства впервые относит "охрану окружающей среды от преступных посягательств", подчеркивая тем самым исключительную важность и ценность данного объекта уголовно-правовой защиты. Реализация охранительной функции уголовного законодательства призвана в данном случае обеспечить формирование и укрепление экологического правопорядка и экологической безопасности на территории Российской Федерации, под которой (безопасностью) понимается состояние защищенности жизненно важных экологических прав и интересов человека, прежде всего права на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду. УК РФ содержит развернутую систему природоохранительных норм, которые создают достаточную правовую основу эффективной борьбы с экологической преступностью. Исходя из однородности и важности объекта правовой охраны, в российском уголовном законодательстве в системе Особенной части нового УК РФ выделена самостоятельная глава, в которой сгруппированы все основные природоохранительные нормы, закрепляющие составы соответствующих экологических преступлений.
3. Родовым объектом экологических преступлений является специфическая группа однородных общественных отношений, сложившихся в сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, являются общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность как такое состояние в сфере взаимодействия общества и природы, которое гарантирует обеспечение жизненно важных интересов и неотъемлемых личных благ человека (жизни, здоровья) от неблагоприятного воздействия загрязненной среды. Факультативным объектом может быть здоровье человека.
4. Предметом данного преступления в зависимости от обстоятельств конкретного дела могут выступать любые компоненты окружающей природной среды, которым причинен вред в результате нарушения субъектом соответствующих правил ее охраны. Это могут быть естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы и даже памятники природы. В качестве потерпевшего от преступления может выступать человек, здоровью которого причиняется вред в результате нарушения надлежащих правил охраны окружающей среды на той или иной стадии подготовки объекта к эксплуатации.
5. Объективная сторона преступления выражается в деянии в виде действия или бездействия - нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов (например, объектов коммунально-бытового хозяйства, полигонов, стрельбищ, пусковых комплексов ракет и т.д.). Диспозиция ст. 246 УК РФ является бланкетной. Она отсылает правоприменителя к нормам других отраслей права и подзаконных актов.
6. По своей конструкции нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - материальный состав преступления. В качестве общественно опасных последствий закон называет: 1) существенное изменение радиоактивного фона; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовую гибель животных; 4) иные тяжкие последствия.
Учитывая положения Закона "Об охране окружающей среды", а также рекомендации, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений. При этом следует учитывать существующие нормы радиационной безопасности.
Причинение вреда здоровью человека как следствие нарушения правил охраны окружающей среды может выразиться в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, признаки которых даны соответственно в ст. ст. 111, 112 и 115 УК. При неосторожном отношении виновного к данному виду последствий содеянное всегда охватывается признаками состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК. Однако при установлении умышленной вины в отношении таких последствий, как тяжкий вред здоровью, содеянное требует квалификации по совокупности со ст. 111 УК, так как предусмотренное ею деяние является более опасным и потому ни при каких условиях не может быть признаком рассматриваемого преступления.
Массовая гибель животных - это уничтожение большого количества их разнообразных видов на определенной территории или водном объекте.
Иные тяжкие последствия, о которых говорит закон, - это оценочный признак, устанавливаемый органами следствия и судом с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного уголовного дела. В качестве таковых может, например, быть признана гибель урожая зерновых культур на относительно большой площади. Пункт 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ рекомендует понимать под иными тяжкими последствиями такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.
Между нарушениями правил охраны окружающей среды и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена необходимая причинная связь.
7. Субъективная сторона рассматриваемого преступления по отношению к последствиям характеризуется как неосторожной (что наиболее типично), так и умышленной формой вины (в исключительных случаях). Чаще всего виновный, нарушая правила охраны окружающей среды, не предвидит вредных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (небрежность), либо предвидит возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить (легкомыслие).
8. Рассматриваемое преступление может быть совершено только специальным субъектом, достигшим 16-летнего возраста, - лицом, ответственным за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации различных объектов. Круг этих лиц в зависимости от этапов подготовки объектов к эксплуатации весьма широк, начиная от разработчиков проекта до директора и главного инженера действующего объекта.