СТ 263.1 УК РФ.
1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на
срок до одного года.
2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение
транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого
вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до
одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого
превышает один миллион рублей.
1. Предметом преступления являются объекты инфраструктуры железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, автомобильного транспорта и метрополитена, а также соответствующие гражданские транспортные средства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
2. Объективная сторона преступления выражается в виде действия или бездействия. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности (ч. 1) - это несовершение, неполное (недостаточное) совершение предписанных действий либо совершение действий, запрещенных нормативными правовыми актами в сфере транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ч. 2) - это непринятие необходимых мер по недопущению несовершения, неполного (недостаточного) совершения предписанных действий либо совершения действий, запрещенных нормативными правовыми актами в целях обеспечения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности описанных в законе последствий. При отсутствии указанных последствий деяния квалифицируются по ст. 11.15.1 КоАП РФ.
4. Субъект специальный: лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению либо по обеспечению соблюдения требований транспортной безопасности, т.е. ответственное за обеспечение транспортной безопасности.
1. Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под последними понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
2. Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути;
контактные линии; автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты; вокзалы, железнодорожные и автобусные станции; метрополитены; морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты; портовые средства; судоходные гидротехнические сооружения; аэродромы; объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
К транспортным средствам относятся воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
3. Неисполнение требований по соблюдению (ч. 1) или обеспечению (ч. 2) транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
4. Последствием преступления является причинение тяжкого вреда здоровью и крупный ущерб (см. комментарий к ст. 263 УК).
5. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
6. Субъект преступления — специальный: лицо, ответственное за обеспечение и соблюдение транспортной безопасности.
7. Причинение смерти одному или нескольким лицам предусмотрено соответственно ч. 3 и 4 комментируемой статьи.
8. Квалифицирующим и особо квалифицирующим признаками выступает совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 3) и организованной группой (ч. 4).
1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного понимания сути транспортной безопасности и средств ее обеспечения необходимо знание норм Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 18.07.2011). Нормы Закона раскрывают основные понятия, которые характеризуют объект посягательства и другие признаки, выделенные в диспозиции комментируемой статьи. Согласно ст. 1 Закона транспортная безопасность означает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности состоит в реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; транспортные средства - это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания (КТМ РФ) или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
2. Непосредственным объектом преступления следует признать общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и при обслуживании транспортных средств.
3. Данный состав преступления в теории уголовного права относят к деяниям с реальным причинением вреда. Стадии приготовления и покушения отсутствуют, моментом окончания преступления признается наступление указанных в законе последствий. Совершение лишь одних незаконных действий влечет ответственность иного рода (дисциплинарная, административная).
4. Объективная сторона включает три обязательных признака: деяние в форме бездействия (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности); последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба иным интересам; причинная связь между бездействием и наступившими последствиями. По поводу тяжкого вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным ущербом, согласно примечанию к комментируемой статье, признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей.
5. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая может быть в виде легкомыслия или небрежности.
6. Субъект преступления специальный - физическое вменяемое лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.
7. В ч. ч. 2 и 3 предусмотрена повышенная ответственность за действия виновного, повлекшие соответственно смерть одного человека или двух и более лиц.