СТ 266 УК РФ.
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств
сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию
технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние
транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности
смерть двух или более лиц, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.
1. Предметом преступления являются железнодорожные, воздушные, водные, автомобильные и иные транспортные средства, предусмотренные ст. 263 и 264 УК. Также к предметам преступления относятся пути сообщения (железнодорожные, трамвайные пути, проезжие части дорог, взлетно-посадочные полосы, воздушные трассы и коридоры и пр.), средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование. Средства сигнализации - это разнообразные технические устройства, используемые для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.). Средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки различных сообщений или для обеспечения функционирования сетей связи (телефонные опоры, телеграфные провода и т.п.). Иное транспортное оборудование - это механизмы, технические устройства, приборы, кроме средств сигнализации и связи, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта (система управления движением, средства освещения и проч.).
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия в виде: а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, средств связи, иного транспортного оборудования; б) выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Недоброкачественный ремонт транспортного средства может выражаться в неустранении всех неисправностей в соответствии с технологическими требованиями и нормативами либо в установке нестандартных или недоброкачественных запасных частей (например, агрегатов, узлов, деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств выражается в невыполнении должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние выпускаемого в эксплуатацию транспортного средства. Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий.
4. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт и (или) отвечающее за качество ремонта транспортных средств или транспортного оборудования либо несущее ответственность за техническое состояние транспортного средства и (или) выпуск его в эксплуатацию, либо водитель или владелец индивидуального транспортного средства, давший разрешение иному лицу на эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства. На практике субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, так и работники других организаций, на которых инструкциями, правилами, специальным распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности последствия, предусмотренные ст. 266 УК.
1. Предмет преступления, предусмотренного комментируемой статьей, тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.
2. Объективная сторона предусматривает два деяния:
1) недоброкачественный ремонт;
2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью. Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).
Специфика причинной связи заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.
3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
4. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт; за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства — специальный субъект: работник транспорта, на которого возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.
5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух лиц и более — по ч. 3 ст. 266 УК.
1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие качественный ремонт транспортных средств и эксплуатацию транспортных средств, участвующих в движении. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 - здоровье, по ч. ч. 2 и 3 - жизнь человека. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.
2. О понятии транспорта разъясняется в комментарии к ст. ст. 263 и 264 УК.
Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте - железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Их неотъемлемыми элементами также являются: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др.; б) на воздушном - взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте - пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте - проезжую часть дороги.
Под средствами сигнализации понимается процесс передачи сигналов, включающий в себя средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласований и т.д. Сигнализация может быть звуковой (звонок, сирена), световой (зрительной - мигание лампочки, светофор, семафор, маяки и т.п.), радио.
Средствами связи признаются технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, сотовую, лазерную и др. Возможна связь с подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.
Иное транспортное оборудование - это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).
3. Объективная сторона выражается в: а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Наиболее важный признак объективной стороны - наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека. Между действием и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Недоброкачественный ремонт - это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.
При недоброкачественной работе ремонтируемое транспортное оборудование не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.
Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности, способные создать при движении аварийную ситуацию и в результате привести к опасным последствиям.
Разрешение может иметь как устную (например, устное разрешение, иное непринятие мер, способных пресечь использование транспорта в технически неисправном состоянии), так и письменную форму (например, выдача водителю путевого листа, пропуск транспорта через пункт технического контроля).
Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия (например, техническая ошибка в ремонте средств сигнализации и связи, выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортных средств с неисправным тормозом) или бездействия (например, непринятие мер к замене тормозных колодок, сокращению рельсовых зазоров, укреплению межрельсовых накладок). Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека по ч. 1 или причинения смерти по ч. ч. 2 и 3 этой нормы. При отсутствии последствий, указанных в ст. 266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность.
4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
5. Субъект преступления специальный - физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее следующими признаками: а) его служебная деятельность непосредственно связана с ремонтом транспорта; б) он является ответственным за техническое состояние транспортного средства и имеет правомочия по выпуску их в эксплуатацию; в) он - владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.