СТ 268 УК РФ.
1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц,
указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации
транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами
на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до
двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными
работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.
1. Предметом преступления могут выступать велосипеды (в том числе с подвесным двигателем), гужевой транспорт, мокики, мопеды и др.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта - это полное или частичное несоблюдение установленных предписаниями порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в переходе дороги на красный сигнал светофора, в поездке велосипедиста по центру проезжей части дороги и т.д. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в удержании пассажиром дверей электропоезда в открытом состоянии в процессе его движения, в наличии оружия у пассажира в процессе полета самолета и т.д. Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК). К другим участникам движения относятся погонщики скота, велосипедисты, водители гужевого транспорта и т.п.
1. Комментируемая норма имеет бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет о безопасности эксплуатации не транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.
Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.
2. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.
3. Субъективная сторона предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.
4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.
В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по комментируемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК.
5. В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум лицам или более — по ч. 3 ст. 268 УК.
1. Непосредственным объектом данного преступления является общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом - здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. ч. 2 и 3).
Безопасность обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения.
Правила, охраняющие безопасность движения и эксплуатацию транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта (автомобильного, городского электротранспорта, железнодорожного, водного и воздушного), в том числе и ведомственного.
2. Объективная сторона содержит три обязательных признака: деяние в виде нарушения участником движения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека; причинная связь между ними. В связи с этим состав преступления считается материальным. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.
Деяние выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации любого вида транспорта любым участником движения, кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении действующих на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном видах транспорта правил, обеспечивающих указанную безопасность. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.
При причинении вредных последствий на гужевом транспорте виновный должен нести ответственность по статьям УК о преступлениях против личности. Однако если работник гужевого транспорта нарушает своими действиями работу указанных выше видов механического транспорта (неправильно выезжает на шоссейную дорогу, нарушает правила проезда железнодорожных переездов, оставляет груз на проезжей части и т.п.) и тем самым вызывает его аварию, его действия подпадают под признаки ст. 268 УК.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям. При этом виновный сознательно либо по невнимательности нарушает установленные на транспорте правила, обеспечивающие порядок и безопасность движения, но действует легкомысленно или по небрежности.
4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или иной участник движения, достигший возраста 16 лет, за исключением лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.
5. Квалифицированный и особо квалифицированный составы характеризуются более тяжкими последствиями: гибелью в результате нарушения правил одного человека (ч. 2 ст. 268 УК) или гибелью двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК).