СТ 283 УК РФ.
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была
доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при
отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок
до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.
3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.
1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства. Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст. 275 УК РФ).
2. Объективная сторона преступления выражается:
а) в действиях (разглашение соответствующих сведений);
б) в последствиях (сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц);
в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.
Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).
3. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.
4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 275, 276 УК.
5. Часть 2 ст. 283 УК предусматривает повышенную ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.
6. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены или шпионажа, квалифицируется по ст. 275, ст. 276 УК.
1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления - сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости - проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины <1>.
--------------------------------
<1> В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою "солидность и осведомленность".
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть "важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
4. Субъект при разглашении - специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, "замораживание" перспективных научных исследований и т.п. По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.
От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного <1>.
--------------------------------
<1> Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.