СТ 287 УК РФ.
1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации
(документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если
эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет,
либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов
государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Объективная сторона описывается альтернативно как деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).
Неправомерность отказа предполагает обязанность предоставить информацию (документы, материалы) на основании закона (см. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации").
2. Преступление окончено с момента направления отказа или направления неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставить информацию (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.
3. Субъект преступления специальный: должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.
4. Среди признаков особо квалифицированного состава (ч. 3) необходимо отметить п. "а", предполагающий сокрытие любых правонарушений (в том числе административных и дисциплинарных), совершенных должностными лицами органов государственной власти, и п. "в", предполагающий тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 286 УК).
1. Непосредственный объект — нормальная деятельность палат Федерального Собрания и Счетной палаты РФ.
Предметом преступления является информация в виде документов или материалов. Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.).
2. Согласно Регламентам обеих палат Федерального Собрания РФ, каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ.
Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.
3. Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм:
1) неправомерный отказ в предоставлении информации;
2) уклонение от ее предоставлении;
3) предоставление заведомо неполной информации;
4) предоставление заведомо ложной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.
Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т.е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.
Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.
Предоставление заведомо ложной информации означает намеренное искажение запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.
Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления — специальный, т.е. должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.
6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. комментарии к ст. 285 УК). Совершение преступления главой органа местного самоуправления не образует рассматриваемого квалифицирующего признака.
7. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется наличием любого из трех признаков:
а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти;
б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) оно повлекло тяжкие последствия.
Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений (не только уголовных), об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т.е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и не должностными.
Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.
1. Сущность данной нормы заключается в том, что должностное лицо неправомерно отказывается от предоставления официальной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ в случаях, когда по закону оно обязано дать эту информацию.
2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением должностным лицом одного из следующих действий: а) отказ предоставить в указанные органы информацию (открытый, прямой отказ), которая обладает признаками ее официальности. Поэтому при квалификации данного действия важно установить такие признаки. Это представляет собой известные сложности, поскольку законодатель не определил, что именно является официальной информацией; б) уклонение от предоставления информации (скрытый отказ) под различным предлогом (ссылка на ее отсутствие, неполноту, неготовность, нахождение в другом учреждении и т.п.); в) предоставление объективной информации, содержащей неполные сведения о фактах и событиях, интересующих высшие органы власти; г) предоставление информации, которая является полностью необъективной, ложной, искаженной, не соответствующей действительности. Перечисленные действия представляют собой самостоятельные формы рассматриваемого состава преступления. Данный состав формальный и оконченным считается с момента совершения любого из указанных выше действий. Это преступление может быть совершено путем как активного действия, так и бездействия.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновное должностное лицо осознает, что незаконно отказывает высшим органам власти в предоставлении официальной информации, которую оно обязано предоставить, либо выдает ее в неполном виде или выдает ложную информацию и желает этого. Наличие в законе формулировки "заведомо неполная либо ложная информация" исключает такую форму вины, как неосторожность. Мотив и цель в законе не указаны и поэтому не являются обязательными, для квалификации значения не имеют.
4. Субъектом преступления может быть только должностное лицо, на которое непременно должна быть возложена предусмотренная законом обязанность предоставлять информацию высшим органам власти.
5. Квалифицированным признаком анализируемого преступления является (ч. 2 ст. 287 УК) отказ в предоставлении информации лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (см. комментарий к ст. 285 УК).
6. Особо квалифицированный вид данного состава преступления (ч. 3 ст. 287 УК) характеризуется: а) отказом в предоставлении официальной информации, сопряженным с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти и управления; б) отказом группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) наступлением тяжких последствий.
7. Содержание п. "а" ч. 3 ст. 287 УК означает, что если должностное лицо предоставит официальную информацию, то могут стать известными случаи совершенных ранее преступлений и правонарушений. Такие факты нередки в условиях возникновения межнациональных, региональных, массовых, вооруженных и иных конфликтов. Ответственность наступает в случае, если конкретное должностное лицо абсолютно точно осведомлено обо всех правонарушениях и происходящих в связи с ними событиях, имеет об этом информацию, но отказывается ее выдавать и тем самым скрывает совершенные другими должностными лицами правонарушения.
8. Отказ в предоставлении информации группой лиц по предварительному сговору или организованной группой предполагает участие в данном деянии двух или более должностных лиц либо совместность совершения преступного отказа в предоставлении информации всеми его участниками. Последнее означает: во-первых, достижение преступного результата четко выражено в отказе Федеральному Собранию или Счетной палате РФ предоставить официальную информацию благодаря объединенным усилиям всех участников; во-вторых, преступный результат является для всех соучастников деяния общим; в-третьих, единство соучастия характеризуется наличием тесной связи между всеми соучастниками совершенного отказа. Совершение данного деяния должностным лицом не исключает участия в нем также и частного лица, действия которого должны квалифицироваться как соучастие в той роли, в которой оно участвовало (организатор, подстрекатель и т.д.), т.е. по ст. 33 и п. "б" ч. 3 ст. 287 УК.
9. Тяжкие последствия, наступившие в результате совершенного должностным лицом (лицами) отказа в предоставлении информации высшим органам власти, могут быть выражены в принятии этими органами ошибочного решения по той причине, что не была дана официальная информация либо была представлена информация, содержащая ложные сведения. К сожалению, термин "тяжкие последствия" законодатель использует не так уж редко. Данный термин относится к оценочной категории, и потому его границы нечеткие, зависят не от уголовного закона, а от правоприменителя, что не способствует укреплению принципа законности.