СТ 320 УК РФ.
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
1. Отличительные признаки данного состава преступления, имеющего общие объективные признаки с признаками состава, предусмотренного ст. 311 УК, прежде всего, определены кругом потерпевших. К их числу относятся указанные в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов": а) должностные лица правоохранительных органов; б) должностные лица контролирующих органов; в) их близкие.
2. Объективную сторону образует разглашение (предание огласке, несанкционированное доведение до сведения) посторонним лицам или хотя бы одному из них всех или части сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных лиц (ч. 1). Будут ли и как будут использованы разглашенные сведения, значения для квалификации по ч. 1 не имеет.
3. Уголовная ответственность по ч. 2 наступает в случаях, когда совершенное деяние вызвало причинение тяжких последствий, которые могут состоять в гибели, причинении тяжкого вреда здоровью людей, причинении значительного имущественного вреда. Вина по отношению к ним, по смыслу закона, характеризуется неосторожностью.
4. Обязательным признаком субъективной стороны является цель воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить или изменить).
5. Субъект специальный: им могут быть только лица законно, т.е. по доверию или по службе, обладающие соответствующими сведениями.
1. Обеспечению состояния защищенности представителей власти в отношениях «власть — подчинение» служит Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 25.03.1995, которым предусматривается перечень мер безопасности в отношении указанных субъектов и их близких и порядок их применения.
2. Объективная сторона — разглашение, т.е. сообщение в любой форме (хотя бы одному лицу) сведений о личной охране субъекта управления, охране его жилища, имущества, выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временном помещении в безопасное место, изменении места работы, жительства, пребывания, замене документов, изменении внешности и других сведений о мерах, принятых для ограждения субъекта управления от лиц, преследующих в отношении его цели расправы, оказания давления, иных целях насильственного воздействия на лицо, уполномоченное исполнительной властью.
Преступление окончено в момент разглашения.
3. Субъективная сторона этого преступления помимо прямого умысла включает специальную цель — воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, которому сведения о мерах безопасности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа доверены по службе или специальному полномочию (как сотруднику государственного органа или лицу, участвующему в реализации мер безопасности).
5. Квалифицированный состав этого преступления предусмотрен в ч. 2 ст. 320 УК. Он включает наступление тяжких последствий. Оценочное значение этого признака позволяет включить в него все те последствия, которые традиционно трактуются как тяжкие в связи с их характером: гибель человека (а также нескольких лиц), тяжкий вред здоровью, причинение крупного (или особо крупного) материального ущерба.
Применительно к преступлениям против порядка управления к тяжким последствиям могут быть отнесены последствия, связанные с дезорганизацией деятельности правоохранительного или контролирующего органа и ее производными последствиями, значительными по масштабу и существенными для нормального функционирования организационной системы управления.
6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 320 УК, отличается от общих характеристик признаком вины. По отношению к тяжким последствиям характерна неосторожная вина (легкомыслие или небрежность).
1. Непосредственным объектом преступления является конфиденциальность сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.
Предмет преступления - сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов либо их близких.
2. Диспозиция нормы бланкетная, т.е. содержание таких сведений раскрывается на основании положений Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в соответствии со ст. 5 которого к должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения защиты их жизни и здоровья и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.
3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями, состоящими в разглашении указанных сведений, т.е. в их передаче третьим лицам, совершенной в любой форме (устно, письменно, с использованием технических средств, в виде компьютерной информации, в публичном выступлении, в разговоре и т.п.).
4. Состав преступления - формальный. Преступление окончено, если сведения становятся известны хотя бы одному человеку, не имеющему права доступа к такой информации.
5. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Закон не предусматривает каких-либо дополнительных признаков субъекта, однако логическое толкование нормы приводит к выводу о том, что условием уголовной ответственности за данное преступление является наличие у виновного дополнительного специального признака: субъектом может быть только лицо, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью (см. комментарий к ст. 311 УК).
6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Кроме этого, обязательным субъективным признаком является цель преступления - воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т.е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.
7. В ч. 2 ст. 320 УК в качестве квалифицирующего признака предусмотрено наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Данное понятие является оценочным, и его содержание определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела. К таковым может быть отнесено последующее убийство потерпевшего, причинение вреда его здоровью, уничтожение его имущества и т.п.
Психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий, на наш взгляд, характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Поэтому в данном случае речь идет о двойной форме вины (см. комментарий к ст. 27 УК).