СТ 149 УК РФ.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия,
пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены
должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия
или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.
1. Понятия, использованные в статье, раскрываются в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия: а) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); б) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них; в) незаконным принуждением в любой форме к участию в них.
3. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. 111 - 112 УК.
1. Объектом преступления является конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное воспрепятствование проведению указанных в диспозиции комментируемой статьи массовых мероприятий.
2. Митинг ― собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Демонстрация ― публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Уличное шествие ― организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование ― наглядная демонстрация группой граждан своих намерений и взглядов без шествия и звукосигналов.
3. Объективную сторону преступления образуют:
а) действия (бездействие), выражающиеся в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в незаконном воспрепятствовании участии в них;
б) специфические способы воспрепятствования ― использование должностным лицом своего служебного положения либо применение насилия или угроза его применения.
4. Под насилием как способом воспрепятствования либо принуждения понимается причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) и побоев (ст. 116 УК). Более опасные способы насилия образуют самостоятельное преступление и должны квалифицироваться по совокупности со ст. 142 УК.
5. Угроза применения насилия как способ воспрепятствования либо принуждения ― это угроза причинения любого физического насилия (вплоть до угрозы убийством).
6. Субъектом преступления является как частное лицо, достигшее 16 лет, так и должностное лицо, когда преступление совершается последним с использованием им своего служебного положения.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
1. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. В последние годы в результате демократизации нашего общества указанные мероприятия стали массовым явлением.
2. Диспозиция статьи носит бланкетный характер и предполагает изучение законодательства о проведении собраний и митингов, демонстраций и пикетов. В частности, необходимо знание норм Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 08.06.2012). В данном преступлении имеется два непосредственных объекта.
Основной непосредственный объект - право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и на участие в них.
Дополнительный объект - здоровье, телесная неприкосновенность или свобода личности; при угрозе физическим насилием - безопасность этих благ личности, а также жизни; при совершении деяния должностным лицом - законная деятельность государственных органов, учреждений, организаций.
3. Объективную сторону преступления составляют действия по воспрепятствованию, совершенные различным способом. Воспрепятствование митингам, собраниям и т.д. может проявиться, например, в незаконном запрете должностным лицом проводить указанные мероприятия, незаконном распоряжении выставить заслоны демонстрации или шествию из работников милиции, незаконном отказе предоставить помещение для собрания либо в незаконном нарушении установленного порядка проведения этих мероприятий (например, запрещение митинга, проводимого с уведомлением об этом органа исполнительной власти, вмешательство в организацию того или иного мероприятия и т.д.).
Под собранием следует понимать проходящее в публичных местах слушание и обсуждение позиций, требований с целью их одобрения.
Митинг - это массовое собрание граждан, чаще сторонников определенных политических идей, направлений с целью публичной поддержки действия определенных лиц и организаций, событий общественно-политической жизни и т.д.
Под демонстрацией понимается публичное выражение группой лиц общественно-политических мнений или требований с использованием во время массового шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств или скандирование лозунгов.
К уличным шествиям следует отнести движение участников публичной демонстрации по улицам, площадям города или иного населенного пункта.
Пикетирование - это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений без шествия, как правило, организуемая у правительственных зданий, законодательных органов и т.д.
Принуждение к участию в собраниях, митингах, демонстрациях и т.д. представляет собой вовлечение людей в данные мероприятия с помощью обмана, каких-либо обещаний, угроз и т.д. Это принуждение может выражаться и в физическом воздействии (побои, причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы и т.д.).
4. По конструкции состав данного преступления имеет формальный характер. Оконченным оно считается с момента совершения указанных в законе действий.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно использует свое служебное положение либо применяет насилие или угрожает его применением, и желает совершить указанные деяния.
6. Субъект преступления специальный - должностное лицо (понятие дается в примечании к ст. 285 УК РФ), осуществляющее незаконные действия с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.