СТ 285.3 УК РФ.
1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений,
а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены
запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение
этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие
тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
1. Предметом преступления являются: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством. В настоящее время в России существуют свыше 10 единых государственных реестров, в том числе Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б) документы, на основании которых вносятся записи или изменения в единые государственные реестры, подлежащие в соответствии с законодательством обязательному хранению. Перечень и содержание таких документов определяется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.
2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) внесением в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожением или в) подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством.
3. Преступление окончено с момента фактического искажения данных единого государственного реестра либо уничтожения соответствующего документа; подлог документов для признания преступления оконченным в этой его разновидности также требует искажения данных единого государственного реестра.
4. Субъект специальный: должностное лицо. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, при наличии к тому оснований могут нести ответственность по ст. 292 УК.
1. Непосредственный объект — установленный законом порядок ведения и хранения единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ.
2. Предмет преступления — упомянутые реестры, а также документы, послужившие основанием внесения записей в единые государственные реестры или внесения изменений и подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.
3. Объективная сторона преступления может выразиться:
а) во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров;
б) в уничтожении документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения и хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ;
в) в подлоге документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения.
Преступление является оконченным в момент совершения хотя бы одного из этих трех действий.
4. Внесение недостоверных сведений означает совершение в бумажный или электронный носитель соответствующей информации записи, не соответствующей характеристике объектов учета, включенных в соответствующий реестр. Это касается как необоснованного включения объекта учета в единый государственный реестр, так и необоснованного исключения объекта учета из единого государственного реестра.
5. Уничтожение подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых были внесены запись или изменение в едином государственном реестре, следует понимать как его физическое истребление любым способом (как и уничтожение имущества — см. комментарии к ст. 167 УК).
6. Подлог — это внесение в документ ложной информации (подробнее см. комментарии к ст. 292 УК).
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
8. Субъект — должностное лицо государственного органа, в компетенции которого находится ведение соответствующего реестра.
9. Квалифицированный вид преступления (ч. 2) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 с. 35 УК).
10. Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3) связывается с наступлением тяжких последствий, отношение к которым может быть как умышленным, так и неосторожным. Понятие тяжких последствий является оценочным и определяется из характера объекта учета, характера и размера наступивших последствий (см. п. 21 постановления).
1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (ред. от 28.07.2012). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество. Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.
Внесение записи в реестр подтверждается документом - свидетельством о государственной регистрации.
2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов - заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.
3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.
Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.
В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа. К числу тяжких последствий (ч. 3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.
4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.
5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.