СТ 84 УК РФ.
1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены
от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть
освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено
более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида
наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
1. Амнистия - комплексный многоотраслевой институт так называемого государственного прощения. Амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его применением (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).
2. Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу. Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступление; ветераны боевых действий; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенной категории или которым назначен определенный вид и размер наказания и т.д.). Обычно указывается несколько таких критериев.
Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики").
3. В актах об амнистии обычно указываются и лица, на которых ее действие не распространяется. К осужденным, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения.
4. Амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.
5. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; снятие судимости.
6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.
1. Амнистия — это акт Государственной Думы Федерального Собрания РФ об освобождении индивидуально не обозначенного круга лиц от уголовной ответственности и наказания, сокращения последнего или замене его более мягким, а также освобождения их от других неблагоприятных для них уголовно-правовых последствий совершения этими лицами преступления (например, о снятии судимости). Юридическая природа амнистии имеет двойственный характер. В соответствии с Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 103) объявление амнистии относится к компетенции одной из палат Федерального Собрания РФ — Государственной Думы РФ. Вместе с тем амнистия является уголовно-правовым актом. Дело в том, что Конституция РФ определяет только компетенцию принятия акта амнистии. Содержание же этого акта (точнее, его общей регламентации) раскрывается в уголовном законе (ст. 84 УК РФ).
2. Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в ст. 84 УК. Она объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, не обозначенных персонально, то есть пофамильно (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, на несовершеннолетних, на лиц, старше определенного возраста, и т.д.). Вместе с тем акт об амнистии применяется органами расследования или судом к конкретным лицам в связи с производством по уголовному делу.
3. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти. По идее амнистия должна охватывать тех, кто не совершил тяжкого преступления и не приобрел репутации склонного к совершению таких преступлений. Амнистия — это не реабилитация, а акт милосердия.
4. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ акт амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении соответствующего подозреваемого или обвиняемого. При этом данное основание не является реабилитирующим. В связи с этим, согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ, прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.
1. Амнистия в переводе с греческого означает "забвение", "прощение" и служит одним из эффективных исходящих от государства средств устранения противоречий в сфере применения права, и особенно уголовного права. Институт амнистии имеет многоплановый междисциплинарный характер и представляет собой комплекс взаимно обусловленных уголовно-правовых, государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.
2. Решение об амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления. Согласно п. "е" ст. 103 Конституции РФ вопрос об амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут.
3. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта амнистии в силу. Постановление подлежит исполнению в течение шести месяцев.
4. Как следует из содержания ст. 84 УК, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость.
5. По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы: амнистии политической направленности; амнистии уголовно-правовой направленности. Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет не главную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы и т.п.). Примером является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики (Постановление Государственной Думы РФ от 6 июня 2003 г.).
Конституция РФ (ст. 103) не определяет рамки применения и не называет направлений актов об амнистии. Соответственно, в принципе амнистия может касаться любого контингента лиц и любых совершенных ими преступлений. И такие примеры в нашей законодательной практике не единичны. Так, например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." были освобождены все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы. Вместе с тем подобное решение вопроса об амнистии носит исключительный характер. Обобщение более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (имеется в виду первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени (Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."), показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат амнистии также осужденные, уже освободившиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения прежде всего к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией РФ оснований и поводов для принятия решения об амнистии. Однако при этом нельзя игнорировать права и законные интересы законопослушных граждан. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." в связи с запросом Советского районного суда г. Челябинска и жалобами ряда граждан" отметил, что при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания за деяния, наиболее опасные для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения. Иное не согласуется с вытекающими из конституционно-правовой характеристики России как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) требованиями справедливости и соразмерности при регулировании общественных отношений и может рассматриваться как противоречие Конституции Российской Федерации.
6. Акт об амнистии имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (амнистия от 20 апреля 2005 г.), и касаться десятков тысяч человек (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин").
7. Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием для прекращения уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае, а такие ситуации в следственной и судебной практике не единичны, прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.
8. Амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления до опубликования акта об амнистии или дня, указанного в постановлении Государственной Думы об объявлении амнистии. Одновременно Государственная Дума принимает постановление о порядке применения этого акта. По сути, это процессуальный документ, в котором довольно детально, во избежание возможных ошибок в толковании актов об амнистии, определяются правила и процедуры реализации на практике постановления об объявлении амнистии. В частности, называются органы государственной власти и управления, на которые возлагается применение постановления. Это исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и предварительного следствия; суды; уголовно-исполнительные инспекции и т.п. В постановлении о порядке применения амнистии указывается, что решение о применении акта амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. В связи с этим учреждениям и органам, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы должны исполняться теми, кому они адресованы, незамедлительно.
В постановлении о порядке применения актов об амнистии дается также аутентическое толкование наиболее сложных вопросов (понятий), связанных с применением амнистии. Отдельные вопросы применения акта амнистии могут решаться Верховным судом РФ и Конституционным Судом РФ. Например, в одном из постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации было принято принципиально важное решение о том, что освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии (ст. 84 УК) не может служить основанием для освобождения от материальной ответственности.