СТ 85 УК РФ.
1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении
индивидуально определенного лица.
2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от
дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или
заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может
быть снята судимость.
1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.
2. Акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для него следующие правовые последствия: оно может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; наказание, назначенное осужденному приговором суда, может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
3. Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
4. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
5. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. Также в уголовном законе не установлены основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания, политико-дипломатические соображения и т.д.
1. Так же, как и амнистия, помилование имеет двойственную юридическую природу: государственно-правовую и уголовно-правовую (ст. 89 Конституции РФ, ст. 85 УК). Как и акт амнистии, акт помилования — это проявление гуманизма и снисходительности по отношению к осужденным со стороны государства.
2. В отличие от акта амнистии помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Согласно Конституции РФ, помилование осуществляет Президент РФ (п. «в» ст. 89).
3. В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление.
4. Помилование не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК) или на нескольких лиц, обозначенных поименно. Право Президента РФ на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний.
5. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденным им Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации установлен особый механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечению участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.
1. Институт помилования имеет многовековую историю. Его суть выражается в исходящем от высшего должностного лица государства полном или частичном прощении человека, совершившего преступление, путем полного или частичного его освобождения от уголовного наказания и иных уголовно-правовых последствий осуждения.
2. Право на помилование в России провозглашается Конституцией РФ, предусматривающей, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).
3. Помилование представляет собой принятое на основании п. "в" ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК решение Президента РФ в форме указа, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного может выражаться в его освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
4. Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но имеется и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время постановление Государственной Думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его принятие инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии сложнее и требует достаточно продолжительного времени.
5. Число обращений к главе государства с просьбой о помиловании в Российской Федерации исчисляется десятками тысяч. Чтобы в такой сложной ситуации избежать ошибок, в России была установлена строго регламентированная процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование. Это процедура определена в Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500). В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению эффективности деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не менее 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.
6. Комиссии по вопросам помилования, другие органы, реализующие конституционные положения Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. Особую значимость этому документу придает тот факт, что Положение утверждено указом Президента РФ. В этом Положении четко определяется круг лиц, в отношении которых может быть применено помилование, устанавливаются имеющиеся на этот счет ограничения. Так, например, Положением предусмотрено, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условно осужденного; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
7. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет его в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание, которые в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляют его с необходимыми документами (п. 5 Положения) в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Последний в семидневный срок представляет полученное ими ходатайство в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывающего наказание и имеющего неснятую судимость.
8. Во избежание случаев всякого рода волокиты и злоупотреблений на региональном уровне Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.
9. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации. В этом списке также указывается статья уголовного закона, по которой осуждены обратившиеся с ходатайством о помиловании. Губернатор имеет право также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
10. С учетом мнения субъекта Федерации Президент РФ принимает окончательное решение по ходатайству о помиловании. Указ Президента о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору), в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.