СТ 351 УК РФ.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации
военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие
последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. 263, 271 и 271.1 УК. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.
2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.
3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вреда здоровью человека, существенного материального ущерба, срыва боевого задания и т.д.).
1. Под военными летательными аппаратами понимаются находящиеся на вооружении армии, флота и других воинских формирований самолеты, вертолеты, другие летательные средства.
2. Нарушение правил полетов может быть связано с ошибками в пилотировании, потерей ориентировки или путевого управления и т.д.
Нарушение правил подготовки к полету выражается в неправильной подготовке летательного аппарата к выполнению поставленных перед экипажем задач (например, ненадлежащее техническое обслуживание летательного аппарата и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации включает, например, допуск к управлению лиц, не прошедших медицинского контроля или необходимой дополнительной подготовки, использование летательного аппарата не по назначению и др.
3. Субъект преступления — военнослужащий, на которого специально возложены обязанности по осуществлению полета, подготовке к полетам либо по эксплуатации летательного аппарата.
4. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.
1. Предметом данного преступления являются находящиеся на вооружении летательные аппараты (самолеты, вертолеты и другая авиационная техника различного предназначения).
2. Нарушение правил полетов выражается в неправильных действиях по управлению летательным аппаратом во время полета (например, выход из установленного "коридора" полета, потеря ориентировки или путевого управления, неправильные действия при бомбометании, десантировании и т.д.).
3. Нарушение правил подготовки к полету может состоять в допуске к нему членов экипажа, находящихся в неработоспособном состоянии, выпуске машин с техническими неисправностями и т.д.
4. Уголовная ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним возможна лишь при условии что в результате этого наступила смерть человека или иные тяжкие последствия.
5. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: авария, т.е. разрушение или повреждение летательного аппарата; причинение крупного материального ущерба другим объектам; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей и т.п.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной.
7. Субъектом преступления могут быть военнослужащие, обеспечивающие как сам полет, так и подготовку к нему (командир корабля, пилот, бортовой инженер, штурман, руководитель полетов и др.).